Вы не авторизованы, пожалуйста войдите в свой аккаунт!
Найти на сайте: параметры поиска

Музыкальные жанры, концерт

Автор
Опубликовано: 39 дней назад (16 октября 2017)
0
Голосов: 0
В отличие от симфонии, рассчитанной на монолитно звучащий оркестр, концерт пишется, прежде всего, для какого-то яркого исполнителя. Конечно, автор концерта всегда рискует: нет никакой уверенности в том, что скрипач сможет чисто взять самые высокие ноты или пианист не нарушит композиции, взяв неправильный аккорд. Некоторая доля риска неизбежно присутствует, например, при исполнении начала последней части знаменитого "Императорского концерта" Бетховена: в самом начале мелодия тихая и спокойная, затем внезапно взрывается мощнейшими аккордами, подобно скалолазу, утратившему вдруг опору и падающему в пропасть.

Латинский глагол "concerto" означает "состязаться". Когда новому музыкальному жанру давали это название, имели в виду, что произведение будет исполняться несколькими музыкантами. Такая форма была представлена в конце ХVII века итальянским композитором Арканжело Корелли, в чьих концертах в "состязание" вступала небольшая группа музыкантов - "concertante", и крупная группа - "ripieno". Этот вид концерта называли также "соnсеrtо grosso" (большой концерт). Подразумевалось, что произведение написано для группы музыкантов, а не для какого-то одного исполнителя. Среди таких концертов наибольшую известность приобрели "Времена года" Антонио Вивальди, 12- струнный концерт Генделя, Шестой "Бранденбургский концерт" Баха. Каждый из шести "Бранденбургских концертов" был написан для разных комбинаций солистов. Дорогие читатели, качественную и популярную музыку можно найти не только на нашем сайте, но и на mp3skull, стоит отметить, что там можно не только слушать онлайн, но и скачивать!

Так, шестой концерт был написан только для струнных, а пятый - для флейты и скрипки.

Состязательная природа современного оркестра с СОЛИДУЮЩИМ инструментом, противопоставленным оркестровой группе, превосходно иллюстрируется снимком, на котором запечатлен флейтист Джеймс Галвэй и оркестр под управлением Пинхаса Стайнберга.

Антонио ВИВАЛЬДИ (1678-1741) был одним из величайших мастеров концерта. Наиболее известное его произведение, написанное исключительно для струнных инструментов - "Времена года". Дух весны и лета передаётся звуками, напоминающими щебетание птиц, «Осень» напоминает нам об охоте, "Зима" ДЫШИТ ХОЛОДОМ. Вивальди написал множество других концертов (около 400), но именно названный концерт стал предтечей произведений более поздних композиторов, вдохновлённых природой. Одним из таких концертов является "Пасторальная симфония" Бетховена.

Пожалуй, самый большой толчок развитию этого жанра дал Моцарт, чьи 27 концертов для фортепьяно являются самой яркой частью его богатого наследия: начиная с лёгких ранних и заканчивая такими трагическими поздними произведениями, как Концерт до минор, им были также написаны концерты для скрипки и рожка, один или два для комбинации инструментов. Расширяя концертную форму, Бетховен был настолько требователен к себе, что создал сравнительно мало произведений этого жанра: 5 для фортепьяно, сольный концерт для скрипки и тройной концерт для скрипки, фортепьяно и виолончели - инструментов, которые обычно составляют струнное трио. Последние два концерта для фортепьяно, Четвёртый соль мажор и "Императорский концерт" показывают, насколько по-разному подходил Бетховен к концертам. Четвёртый - спокойное сдержанное произведение, в то время как "Императорский концерт" - весьма эффектное. Более поздние фортепьянные концерты были настолько сложными, что никто, кроме самих композиторов, не мог их исполнять. Два концерта Шопена, два - Листа, три - Бартока представляют собой наиболее яркие примеры.

По неизвестной причине концерт разделяется на три, а не на четыре, как симфония, части. В нем недостаёт скерцо, той живой части, которая есть в симфонии. Второй фортепьянный концерт Брамса является редким исключением. Другая отличительная черта концерта - каденция, конец первой части, когда оркестр затихает, дирижёр опускает свою палочку и даёт солисту возможность свободно импровизировать.

В наше время, когда каждый музыкант должен быть виртуозом, концерт для оркестра снова видоизменяется. Концерт Бартока, написанный в 1943 году, является ярчайшим тому примером, в то время как "Путеводитель по оркестру для молодого человека" Бриттена является концертом во всем, кроме названия.

Таким образом, процесс изменения формы концерта описал полный круг и вернул слову "концерт" то содержание, которое придавали ему Бах и Корелли.

БРАМС И ЕГО "КОНЦЕРТ ПРОТИВ СКРИПКИ"

Один из самых популярных концертов Брамса - концерт для скрипки ре мажор. Впервые он был исполнен Йожефом Иоахимом, венгерским скрипачом. На протяжении нескольких лет это произведение считали настолько сложным, что называли его "концертом против скрипки", а не для нее. Но в данном случае имело место самое плодотворное сотрудничество композитора и исполнителя. Вместо того чтобы писать каденцию в конце первой части, Брамс позволил своему другу сочинить её самому. Но и поныне музыканты, играя этот концерт, исполняют каденцию, написанную Йожефом Иоахимом.

Нежная мелодия медленной части, исполняемая на гобое, основывается на музыкальном девизе Брамса: FAF ("Frei aber Froh") - "Свободный, но счастливый". Этот девиз также связан с Иоахимом, т. к. Брамс перефразировал собственный девиз Иоахима: FAE ("Frei aber Einsam") - "Свободный, но одинокий".
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код: