Вы не авторизованы, пожалуйста войдите в свой аккаунт!
Найти на сайте: параметры поиска

Обзор музыкальных инструментов - губная гармония и баян

Автор
Опубликовано: 29 дней назад (26 октября 2017)
0
Голосов: 0
Прототипом современного баяна была губная гармония, ее появление в России связывают с фамилией туляка Сизова. В начале XIX в. тульские мастера изготовили несколько таких инструментов-игрушек.

Впоследствии Сизов приобрел на Нижегородском ярмарки семиклавишную ручную гармонию, попавшая в Россию из Венгрии. На ее основе тульские мастера сконструировали современную гармонию, которая быстро распространилась. На Украине она сразу же вошла в музыкальный быт народа, на ней стали играть танцевальную музыку. Когда не было возможности найти тройственную музыку или духовой народный оркестр, гармония сопровождала весь свадебный обряд. Часто ее вводили в состав народных инструментальных ансамблей, в частности тройственной музыки, где она поддерживала гармоничное сопровождение. Роль гармонии в этих ансамблях была второстепенной.

Гармонии бывают самых разнообразных конструкций и типов: «венка», саратовская, Елецкий, Плавск 1 и т. д. Наиболее распространенной на Украине была «венка» - двухрядка с российским строем. Начиная играть на ней, музыкант через специальный отдушину втягивал воздух в мехи. Российские музыкальные мастера перевернули на другой бок пластинку с голосники, благодаря чему стало возможным играть сразу, без предварительной подготовки. Кроме этого, в звукоряд гармонии был внесен ряд хроматизмов и значительно расширен диапазон как правой, так и левой клавиатуры. Дорогие читатели, к искусству относятся не только музыка и живопись, так же кинематограф, если вы хотите посмотреть сами или показать детям мультфильмы онлайн, то милости просим, на сайте kinosha сосредоточены отличные произведения в хорошем качестве!

Второй разновидностью гармонии, широко бытует в народе, является хроматическая, где звукоряд правой клавиатуры хроматический. Она бывает двух-и трехрядные. Каждая разновидность гармонии имела соответствующий звукоряд и его строй.

Гармония имеет ряд значительных недостатков, ограничивающих техническую сноровку гармониста, не дают ему возможности всегда точно воспроизвести мелодический рисунок и гармоничный сопровождение. Основным недостатком является то, что на гармонии функция левой руки и правой настолько между собой связаны, что от этого или теряется гармоничный сопровождение, или упрощается мелодия.

Причиной тому является звучание различных тонов на растяжение и сжатие меха на одних и тех же клавишах левой и правой клавиатур. Например, если при растяжении меха на ноту до первой октавы звучит аккорд до, ми, соль в левой руке, то при сжатии меха в этом же клавиши звучать другой звук и другой аккорд, который сопутствует этот звук.

Исполнительская техника на гармонии во многом зависит от умелого владения мехом этого инструмента. Изучая мелодию народного танца или песни, исполнитель сразу же подбирает к ней и гармоничный сопровождение, которое полностью зависит от сжатия и растяжения меха.

Ливенская мастера сконструировали гармонию, где этого недостатка уже нет. Их инструмент при растяжении и сжатии меха давал один и тот же тон. Впоследствии этот принцип был перенесен на структуру баяна. В остальных разновидностях гармоний (Череповецкий, Елецкий, Невский и другие) эти недостатки остались. Музыкальные мастера, взяв за основу гармонию с хроматическим звукорядом, сконструировали первый баян.

Его создателем был известный петербургский музыкальный мастер Стерлинг, который сделал первый образец гармонии с полным хроматическим звукорядом на заказ известного гармониста конца XIX в. Орлеанского-Титаренко. Назвал он хроматическую гармонию баяном в честь легендарного певца из «Слова о полку Игореве». С тех пор все конструкции хроматических гармоний называют баянами.

Современные баяны изготавливаются по двум системам: ленинградской и московской, наиболее распространенной. Делают также баяны, которые называют выборными. Звукоряд их построен по принципу фортепиано. Клавиатура левой руки здесь является продолжением клавиатуры правой, только для более низких октав. Овладение техникой игры на этом баяне значительно сложнее, чем на баяне с готовыми аккордами. Особенно тщательной и систематической работы требует овладения клавиатурой левой руки.

Выборный баян имеет широкие художественно-выразительные и технические возможности. Он может быть использован как сольный и оркестровый инструмент в оркестрах украинских народных инструментов. Баянисты, которые играют в оркестрах на баянах с готовыми аккордами, пользуются преимущественно клавиатурой правой руки.

На выборном баяне в оркестре можно одинаково успешно играть на обеих клавиатурах. Вообще выборный баян - очень перспективный инструмент. К сожалению, на Украине он распространяется совершенно недостаточно.

Сейчас очень распространен баян, в котором клавиатура для левой руки имеет басы и готовы аккорды, особенно привлекает широкие круги музыкантов.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код: