Вы не авторизованы, пожалуйста войдите в свой аккаунт!
Найти на сайте: параметры поиска

Влияние музыки на организм человека

Автор
Опубликовано: 302 дня назад (22 июня 2017)
0
Голосов: 0
Почему мы так любим музыку? Это достаточно сложный вопрос, давайте попробуем рассмотреть его с разных сторон. Музыка заставляет нас чувствовать себя лучше. Какие механизмы включаются в нашем организме и почему так происходит?

В 2001 году, нейробиологи Энн Блуд (Anne Blood) и Роберт Заторе (Robert Zatorre) из Университета МакГилла в Монреале нашли ответ. Используя магниторезонансный томограф они обнаружили, что при прослушивании приятной для человека музыки, в мозгу активны лимбическая и паралимбическая области, которые связаны с выработкой гормона удовольствия – дофамина. Он также вырабатывается во время занятия сексом, когда мы наслаждаемся вкусной пищей и при приеме некоторых видов наркотиков.

Давно известно, что секс и вкусная пища вызывают выработку дофамина, эти процессы обусловлены инстинктами выживания и размножения. Так почему последовательность звуков без очевидной пользы для выживания и размножения, вызывает подобный эффект?

Правды не знает никто. Однако в нашем распоряжении есть множество теорий. Самая правдоподобная, объясняющая наше восприятие музыки, появилась еще в 1956 году, когда композитор Леонард Мейер (Leonard Meyer) предположил, что эмоции получаемые от музыки зависят от того, оправдываются ли наши ожидания от нее. Дорогие читатели, специально для тех, кто хочет обучаться балету, есть отличное предложение, более подробно здесь.

Мейер основывался на более ранних теориях об эмоциях, в которых предполагалось, что эмоции возникают, когда человек не может удовлетворить свои желания. Когда такое происходит, создается чувство разочарования или гнева, но если мы находим то что искали, это может быть что угодно, от любви до сигареты, то получаем награду в виде выработки гормона удовольствия.

Мейер утверждал, что музыка действует подобным образом. Она создает звуковые узоры и закономерности, а человек делает бессознательные прогнозы о том, как мелодия будет развиваться дальше. Если мы правы и угадываем продолжение, мозг дает нам небольшое вознаграждение – дозу дофамина. Постоянная череда предсказаний и результата вдохновляют и подбадривают мозг на игру эмоциями.

Почему нас беспокоит эта мысль, верны ли наши ожидания? Наша жизнь совершенно не зависит от них. По мнению Дэвида Гурона (David Huron) из Университета штата Огайо, такая ситуация имела место быть раньше. Делать прогнозы о нашей окружающей среде, интерпретировать то что мы видим и слышим на основе поступающей информации, возможно и были необходимыми навыками для нашего выживания, и до сих пор остаются нужными, например при пересечении проезжей части. Наши предки в африканской саванне не могли себе позволить долго раздумывать – слышали они крик безобидной обезьяны или скрежет когтей льва. В обход логического мышления, используя короткую связь с примитивной лимбической частью, которая управляет нашими эмоциями, психическая обработка звука может вызвать выброс адреналина, который сделает нас более подготовленными к опасности.

Известно, что музыка имеет прямой доступ к эмоциям: к примеру, все чувствовали как слезы наворачиваются на глазах, когда звучит сентиментальная мелодия в трагической концовке фильма, даже если часть мозга, отвечающая за логическое мышление, протестует и вы изо всех сил пытаетесь сдержать себя. Мы не можем отключить ни этот предупреждающий инстинкт ни его связь с эмоциями – даже когда знаем, что соната Моцарта не угрожает нашей жизни.

Саунд-чек

Идея о том, что музыкальные эмоции появляются в результате игры и манипуляций с нашими ожиданиями, кажется наиболее перспективной, но эту теорию очень тяжело проверить. Одной из причин является то, что музыка предлагает слишком много возможностей для игры с ожиданиями, нам неизвестно что именно мы должны измерить и сравнить. Мы ожидаем романтичную мелодию с неторопливым ритмом и удивляемся, если внезапно она меняется на рок-н-ролл с глубоким басом. Ожидание – сложное, постоянно меняющееся взаимодействие того, как слышимая музыка сравнивается с нашим опытом - тем, что мы когда-либо слышали.

Так, одно из следствий теории Мейера в том, что эмоции от музыки
определяются культурой. Для того, чтобы иметь некие представления как может развиваться мелодия, вы должны знать некоторые правила, которые вырабатываются у вас на протяжении всей жизни. Они меняются от одной культуры к другой. Западные европейцы предпочитают простые ритмы, такие как вальс, жители Восточной Европы предпочитают более сложные ритмы. У каждого из нас есть сильное подсознательное чувство которое знает какие ноты считать правильными. Но из-за разницы культур, жители Индии и Индонезии например, не любят музыку клавишных пианино и фортепьяно. А игривая Индонезийская мелодия может быть понята Европейцами как грустная, т. к. звучит в традиционном минорном стиле.

Это так же показывает, что музыка - не просто правильно подобранные вибрации, она может спровоцировать такие чувства как гнев, беспокойство и даже скуку. Композиторы и исполнители балансируют на тонкой грани, играя с подсознанием слушателя. Если трюков и фокусов недостаточно, музыка становится слишком скучной и предсказуемой, если слишком много – наше подсознание не может предугадать что-либо вообще. (Именно по этому многие люди борются с современными течениями атональной музыки)

Можно сделать заключение о том, почему мы чувствуем эмоции от конкретных музыкальных произведений. Идеи Мейера получили дальнейшее подтверждение при исследованиях, проведенных путем сканирования мозга, которые в свою очередь показали, что выработка гормона удовольствия дофамина при прослушивании музыки зависит от связи между “эмоциональной” и “логической” частями мозга.

Но это еще не все. Наша эмоциональная реакция на музыку может быть обусловлена другими факторами. Например, если мы слушаем музыку в одиночку или в толпе, или если мы нашли связь конкретного отрывка композиции с музыкой которую мы уже слышали раньше, наши эмоции могут приобрести другую окраску.

Итогом всех этих идей является то, что мы даже не уверены, о каких именно эмоциях мы говорим. Мы можем сказать о мелодии, что она грустная, при этом не чувствовать грусть. Даже если мы чувствуем грусть, она не похожа на печаль утраты – она может быть приятной и вызывать слезы на глазах. Иногда музыка, например некоторые произведения Баха, может создавать очень интенсивные эмоции, но мы не можем выразить словами наши чувства. Таким образом, нам тяжело понять почему музыка стимулирует те или иные эмоции до тех пор, пока мы не узнаем что наш эмоциональный мир представляет собой на самом деле.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Никнейм:

Этим именем будут подписываться ваши сообщения. Русские и английские буквы и цифры. *

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код: